Владимирская земля богата самобытными промыслами. Когда-то каждый уезд Владимирской губернии был уникален по своему промысловому составу, но Гороховецкий край настоящий заповедник народного творчества. Вглубь времен уходят корни гороховецких ремесел и промыслов. Здесь жили и работали плотники и столяры, резчики и иконописцы, кузнецы и литейщики, гончары и колокольных дел мастера. Некоторые из них оставили особенно заметный след в истории народного искусства.
Трудно определить когда началась промышленная деятельность Гороховецких крестьян. Из «материалов оценки земель Владимирской губернии», тома V, выпуска III за 1901 год мы узнаем, что «промышлять» Гороховецкие крестьяне стали немного позже крестьян соседних Вязниковского, Шуйского и Ковровского уездов, но гораздо раньше крестьян Суздальского, Александровского и других уездов Владимирской губернии. Шуяне ещё в 1650 году ходили в «Украйные» города иконы менять. «В писцовой же книге 1687 года упоминается о торговой деятельности и жителей г.Гороховца: что там в это время были люди посадские 1 и 2 статей и некоторые из них имели торг отъезжий». Из соседнего Вязниковского уезда, где, как и в Гороховецком, «из достойных вещей» были только леса, болота и реки, крестьяне «отходят в ходьбу» в дальние страны — в Польшу, в Словению, в Сербию и Болгарию и «тамо оныя святыя иконы променивают». Жители Верхне-Ландеховской волости офенство, вероятно, переняли у вязниковцев.
Другой древний промысел, игравший в прошлом огромную роль в Гороховецкой деревне, это льноводство, начало которому нельзя точно определить, но можно найти указание в одной из грамот Петра I от 19 декабря 1715 года. «Указал по имянному своему Великаго Государя указу, во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, например, как обыкновенно промышляют льном в Пскове и в Вязниках..»
Южная часть Гороховецкого уезда в глубокой древности славилась своим льноводством. Ещё в 1850-х годах посевы льна в южных волостях уезда занимали иногда до 2/3 всех посевов. В 1859 г. Одно с. Фоминки продало со своих базаров льна 70 тыс. пудов. Теперь о Гороховецках нитках никто не слышал, разве что в музее расскажут об этом. Обработкой льна занимались в Гришинской, Сергиевской и Кожинской волостях. Упадок старинного промысла произошел по причине малодоходности и трудностей при возделывании культуры льна, случались и неурожаи.
Гороховецкий уезд в XVIII столетии не чужд был промысловой деятельности. Об этом говорил тот факт, что в Пестяковской волости на смену исчезнувшим суконным фабрикам явился варежный промысел. Из рассказов Пестяковских старожил эти фабрики выделывали армейские сукна, но сгорели в результате поджогов во времена перехода крестьян от владельцев Хованских к Щербатовой.
На начало 18-го столетия промыслы среди крестьян Гороховецкого уезда начали только развиваться. Главным занятием жителей было земледелие. Я.Соловьев, начальник кадастровой комиссии, изъездивший всю Владимирскую губернию с 1843 по 1857гг., писал в своих воспоминаниях: «Назад тому менее 100 лет, Владимирская губерния имела иной вид. Частью в предании, частью в памяти народа живо сохранилось прежнее положение промышленности здешнего края…. Главное занятие жителей состояло в хлебопашестве, в котором разведение льна занимало важное место. Но и тогда уже земледелие не доставляло достаточных средств к содержанию; и тогда уже Владимирские жители отыскивали средства к жизни в других занятиях». «Большая часть мужского населения жители Гороховецкого уезда не живут дома, а находятся по промышленности в Сибири, Малороссии и на Кавказе. Остаются дома только совершенные старики и дети, да все вообще женщины. Мужчины приезжают в домы свои раз в год, а иногда и того реже».
Гороховецкий уезд представлял из себя пестрое разнообразие всевозможных занятий, за которые брались крестьяне, чтоб восполнить свой хозяйственный бюджет. На конец XIX века насчитывалось около 80 крупных промыслов. Здесь мы можем видеть пильщиков, котельщиков, плотников, вязальщиков чулок и варежек, пастухов и сельскохозяйственных работников, кирпичников, офеней, землекопов, матросов, пчеловодов, строчевышивальщиц, лопатников, угольщиков, торговцев, кузнецов и пр.
В 1842 году вышла в свет книга Д.П.Шелехова «Путешествие по русским проселочным дорогам» где автор описывает свое путешествие по нашему краю. «Для многочисленных вязниковских полотняных фабрик трудится вся нагорная страна Гороховскаго уезда за Клязьмой. Поверхность земли за этой рекой как будто взволнована, усеяна буграми, возвышенностями, между которыми лежат долины чрезвычайно плодоносные для льна. Нагорная сторона сеет в большом количестве лен и отлично обделывает его на пряжу не хуже ростовскаго. Село Фомино Гороховского уезду и сам Гороховец составляют два главных места для сбыта льна и льняной пряжи. В городе и в окрестностях прядут удивительной тонины нитки для кружев. В десяти моточках веса бывает не более шести золотников. Связочки таких ниток прежде продавались по двенадцати рублей, теперь эта промышленность в упадке: нет сбыта потому, что нет хороших, значительных кружевных фабрик. Город Гороховец есть наш Гент по своим ниткам.
Гороховец есть предел ткачества и пряденья. За ним на восток к Горбатову и на юг к Мурому возникает другая важная промышленность чугунно-плавильная и железных изделий. В сорока верстах от Гороховца есть село Павлово, Графа Шереметьева и Ворсла Горбатовскаго уезда, которые соперничают с Тулою стальными и железными изделиями. Но поезжайте от Гороховца в другую сторону, на север к Луху и Пучежу, и перед вами откроется другая природа, сторона ровная, низменная, гороховские Нидерланды. Здесь другой мир промыслов, другая жизнь, другия занятия. Этот край лежит за гороховским Ущим — Бором, встарину глухим, дремучим. Этот край живет собственной своей народною жизнью, удовлетворяет своими средствами разнообразные нужды своих сел и деревень и нужды Государства, и весь для чужих услуг. Он удивителен разнообразием ремесл и промыслов, которые другому народонаселению не взойдут на ум; замечателен своею предприимчивостью, прозорливыми соображениями и оборотами мены и торговли».
«В Пистяки я приехал в пятницу, в базарный день. Едва добрался между толпами народу и между возами, стоящими по обеим сторонам улицы, с мукой, крупой, с рыбой и тушами мяса разного рода, до дому бурмистра. Село Пистяки принадлежит Графини Паниной. «Что это за обозы с кипами тянутся у вас по улице? спросил я у бурмистра. И что за лица извощиков? Калмыки, татары»—Точно они, отвечал бурмистр везут к нам в село свою ордынскую шерсть, из которой мы, и окрестных деревень жители, вяжем русские чулки и варги. Сегодня базар. Не угодно ли вам взглянуть на наш гостинный двор, на наше изделие и промысл, которым кормимся?
Лавки так называемого гостинного двора, плохие, кое-как сколоченные из досок и занавешенные рогожами, наполнены были шерстяными русскими чулками и варгами, и завалены кипами шерсти. Толпа продавцов и покупщиков окружала лавки. Хозяину некогда перемолвить слова с человеком посторонним. Около пятнадцати тысяч душ крестьян в селе Пистяках и в окрестных деревнях, в том числе. И в моей отчине, промышляют вязаньем русских чулок и варег из шерсти, которую привозят сюда из низовых губерний. В Пестяках одни из капиталистов крестьян торгуют шерстью, другие изделием. У торговцев шерстью крестьяне вязальщики покупают обыкновенно шерсти на целую неделю, а торговцам чулками и варьгами продают еженедельное свое изделие и на заработки покупают для себя на базаре съестные припасы, одежду и все, что необходимо для дома на целую неделю. Таким образом вязальщики существуют своим рукодельем от пятницы до пятницы. От мала до велика, все мужчины и женщины день и ночь вяжут чулки и варги, по большей части одною иглой, с изумительною скоростью. Иные предпочитают игле четыре спицы. Пистяковские торговцы чулками и варгами разсылают свой товар возами во все края России.
Пистяковцы, занимаясь вязаньем чулок и варег, не имеют времени прясть для себя лен и ткать холстину для необходимой одежды. К их услугам трудится с окрестными деревнями тысяч до шести душ, село Верхний Ландех, от Пистяков в пятнадцати верстах. Оно принадлежит разным помещикам, оно ткет синюю пестрядь (бумажную ткань) для крестьянских рубах и ковыряет лапти.
Красную пестрядь ткет село Васильевское с деревнями, в сорока верстах от Пистяков. Въ этом же селе выделывается для русских сапогов кожа. Белую крестьянскую холстину, или так называемую новину, работает село Мыт с деревнями, в тридцати верстах от Пистяков. Здесь красят ее и набивают. Старый и малый обоего пола, день и ночь прядут лен на русскую холстину. В каждом из этих сел бывают еженедельно базары.
«От Пистяков в двадцати пяти верстах находится на границе Владимирской губернии село Макарий Пурех, балахнинского уезда Нижегородской губернии, отчина, принадлежавшая некогда князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Теперь оно принадлежит графине Мамоновой. В этом селе и в окрестных деревнях мужички по зиме, по осени и весной, и даже летом, делают деревянную посуду, ложки, чашки, точат веретена, делают кудели, гребни, ткут синюю и красную пестрядь.
Народ путешествует туда как турки в Мекку, с благоговейным усердием для коленопреклонения в старинной церкви, построенной знаменитым боярином князем Д. М. Пожарским. Церковь двуэтажная. В верхней церкви пред царскими дверьми развешена та самая хоругвь, с которою князь Пожарский ходил спасать Москву с нижегородскою ратью».
Хорошо был развит в этих краях и грибной промысел. Грибы, почти исключительно белые, собирались и перерабатывались во всей северной части уезда. И крестьяне имели хороший доход с реализации грибов сушеных, соленых и пр. Лучший грибной товар можно было приобрести в Нижнем Ландехе.
Строчкой пo полотну и вышиванием гладью зарабатывали на жизнь около тысячи крестьянских семей нашего уезда. Строчка это был исключительно женский промысел. Особый вид кружева. Из ткани, полотна выдергивались отдельные нитки, так, чтобы из него образовывалась прозрачная сетка, по которой и производится вышивка иголкой. Подобные кружева были известны и за границей.
Лучшие постройки города и его окрестностей возведены и украшены руками местных мастеров. Стоит лишь неторопливо вглядеться в эти творения, и вам раскроется красота замыслов их создателей. Взор обязательно пленится сочным завитком деревянной резьбы или легким кружевом просечного железа. Наиболее запоминающиеся страницы деревянной летописи гороховецкого края написаны топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В историю гороховецкие плотники вошли под именем «якушей» — по названию одного из сел Гороховецкого уезда. Всё тот же Д.П.Шелехов: ««Архитектура изб необыкновенная… Над каждым домом возвышается светелка как игрушечка, с затейливой резьбою, с колонками, с полукруглыми над карнизом окошками, со стрелами и фестонами, из которых многие раскрашены, а другие и вызолочены… С давних времен укоренилось здесь искусство плотническое. Оно переходит из рода в род».
В начале XX века русский этнограф Г. Завойко, исследуя крестьянский быт в селениях Гороховецкого и Вязниковского уездов, отмечала, что «наружный вид более древних домов резко разнится от домов позднейших… Дома украшались обыкновенно дорогой и красивой резьбой «по телу»… На карнизах и косицах изображались разные «морские коты» — фантастические животные, похожие на львов; «фараоны» — человекообразные фигуры с рыбьим хвостом, «коневы головы» и прочее; значительная доля, кроме того, оставалась для разнообразного растительного и геометрического орнамента…» Постепенно к середине XIX века в крестьянском зодчестве сложился новый оригинальный стиль резьбы, получивший название «глухой» рельефной, или «корабельной», рези, так как впервые она появилась в украшении речных судов — барок, гусянок, белян, мокшан, расшив, тезянок, в большом количестве изготовлявшихся на Волге и ее притоках. Вплоть до середины XIX века русские плотники крайне редко пользовались пилами. В строительстве применялись преимущественно тесаные доски, которые изготовлялись путем раскалывания бревен клиньями и топором. Позднее, употребляя продольные и лучковые пилы, а также коловорот, плотники стали пропиливать тонкую доску насквозь по заранее нанесенному на нее рисунку. Так появился новый вид декоративного убранства дома — пропильная резьба. Очень часто в свою резьбу якуши вводили точеные детали. Это объясняется тем, что здесь издавна был развит промысел по изготовлению токарных изделий: веретен, кеглей, баляс, рам для церковных киотов, мебели, посуды и так далее. Поэтому плотники охотно использовали навыки токарной работы при создании декоративных деталей, особенно наличника.
В XIX веке в некоторых селениях Гороховецкого края изготовлялись плотницкие игрушки. Это очень редкостные произведения народной деревянной скульптуры. Чаще всего плотницкая игрушка не покидала пределов своей деревни. Здесь ее делали, здесь с ней играли, здесь она приходила в негодность и выбрасывалась, бесследно исчезая. Она дошла до нас только благодаря заботам и усилиям отдельных коллекционеров. Именно так была сохранена и гороховецкая деревянная игрушка. Коники, барыни, птицы все эти игрушки строгали для своих детей гороховецкие якуши. Гороховецкие деревянные игрушки — это целый мир, яркий и сказочный, как все русское народное искусство, впитавший в себя мудрость многих поколений людей и воспитывающий у них любовь к прекрасному. Несколько таких игрушек хранятся в собрании Государственного Русского музея в Санкт Петербурге и в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Одним из распространенным в Гороховецком уезде промыслом являлся отход в котельщики. Наибольшее количество жителей ушло в этот промысел из Кожинской и Красносельской волостей. Очень подробно об этом виде деятельности наших предков написано в книге Н.И.Андреева «Котельщики».
У гостей нашего города разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грациозным изгибом прихотливые водостоки, удивят неподдельной простотой скупые узоры кованых жиковин и ручек. Во всем этом — аромат самобытных художественных традиций.
Славился кузнечным искусством и гороховецкий край. Первые сведения о кузнечном ремесле в Гороховце относятся к началу XVII века.. Писцовая книга города за 1628 год сообщает, что здесь было 15 кузнецов. В описании Гороховца за 1760 год сообщалось, что «литье колоколов и делание медных котлов, посуды и кузнечество находится в лучшем состоянии». Со временем кузнечное производство приобрело в городе настолько большое значение, что в 1789 году при магистрате была создана «кузнечная управа». В начале XX века основная доля кованого металла производилась в нескольких крупных мастерских, самой значительной из которых была мастерская Ф. П. Основа. Кузнечные предприятия имели также В. В. Румянцев, И. Д. Мишатин, И. М. Мишатин, И. М. Хрусталев, И. Л, Малышев, И. В. Бутаков.
Анализ состояния и проблемы развития промыслов и ремесел Гороховецкого уезда представлены в научном издании, двухтомнике «Традиционная культура Гороховецкого края», изданном Государственным республиканским центром русского фольклора совместно с отделом культуры, молодежи и спорта Гороховецкого района, издание вышло в 2004 году.
Продолжают развивать и сохранять традиции своих предков гороховчане и сегодня.
Сохранение нематериального культурного наследия народов России является одной из составляющей культурной политики России в XXI веке.
В единый реестр нематериального культурного наследия Владимирской области занесены четыре объекта Гороховецкого края:
— технология изготовления Гороховецкой плотницкой игрушки;
феномен одностороннего двухутОчного браного ткачества.
Песенное наследие с. Фоминки;
Технология изготовления традиционной каши «Пучалка», д. Тураково.
Текст составлен по материалам:
Андреев Н.И. Гороховец (историко-краеведческий очерк) / Андреев Н.И., Скворцов А.И. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1988. – 110 с., ил.
Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Гороховецкий уезд. Промыслы крестьянского населения. – Т. 5. – Владимир: Типо-Литография Владимирской Земской Управы, 1901. – Вып. 3. – 80 с.
Промышленность и торговля в России XVII-XVIIIвв. (Сборник статей) / под. ред. А.А. Преображенского. – М.: Наука, 1983. – 250 с.
Шелехов Д.П. Путешествие по русским проселочным дорогам / Д.П. Шелехов. – СПб.: Печать по требованию, 2012. – 74 с.