Благовещенский собор

На посаде собор появился в начале XVII века, по переписным книгам Гороховца 1646 года соборная Благовещенская церковь уже числилась «в острожном месте» и была «древяна верх шатром». В 1700 году вместо нее был воздвигнут каменный Благовещенский собор, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Он высится на центральной городской площади, как бы раздвигая в сторону все разностилье толпящихся рядом построек и перекрывая мощью своего эпического звучания суетную многоголосицу городской жизни. Именно таким хотел его видеть «гостиной сотни человек» Семен Ершов, когда бил челом и давал немалые деньги на его постройку. Людям на загляденье, себе на прославленье! Одаривал собор купец как мог. Еще в 1685 году он сделал богатый по тому времени вклад в виде серебряных сосудов.

Не отставал от него и Иван Ширяев, который подарил серебряный ковчег в виде церкви и серебряную чару в виде виноградной кисти, о чем подробно повествуют соборные книги.

Не менее внушительно выглядит собор и внутри. Если через южное «красное» крыльцо войти в него, он поразит своей пространственностью и устремленностью ввысь, чему немало способствует его двухсветный объем и четыре стройных круглых столба, несущих крестово-купольное завершение со световыми барабанами. На стенах храма сохраняются интересные росписи, выполненные в академической манере XIX века. Живописные композиции заключены в лепные рамы. Лепнина использована и в оформлении капителей колонн. Всем своим вводом церковь напоминает столичные соборы, что, видимо, вполне отвечало вкусам заказчика. В ее архитектуре чувствуется возвращение к традициям пятиглавых храмов XVI века. Об этом напоминают и гладкие пилястры, которые лаконично оформляют углы фасадов и делят стены на прясла, и вытянутой формы окна в широких нишах, и массивные барабаны, увенчанные луковичными главами, и трехчастная приземистая апсида со своеобразным декоративным поясом по карнизу.