Дом Канонниковых

Двухэтажный. Находится всего в нескольких десятков метров от дома Опарина (Селина) на одной линии с ним. Построен в конце XVII века. Купцы Канонниковы жили скромнее, чем Ершовы или Ширяевы. Может быть, это и сказалось на отделке дома. Он менее притязателен на вид и даже аскетичен. Трезвость и расчет стояли на первом месте. И место было выбрано удачное – на берегу Клязьмы, возле городского собора. Семья была большой, и палаты строились вместительными. Но со временем и этого стало мало. Семья росла, и дом постоянно перестраивался. Самая крупная перестройка произошла в 1780 году, когда дом по завещанию перешел к братьям Ивану и Егору Канонниковым и был разделен пополам «одним коридором и капитальной стеной». Реконструкция. К 1960 году, когда архитектор Владимирской научно-реставрационной мастерской О.Г. Гусева впервые тщательно обследовала здание, дом представлял собою каменный ребус и находился на грани разрушения. В то время основной задачей реставраторов было укрепление фундамента и основных конструкций здания. Но первоначальный облик его по-прежнему оставался скрытым. И вновь Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры пришло на помощь. Были выделены средства на полную реставрацию памятника. Она и была проведена по проекту архитектора Л.С. Филипповой (Лисовой) в 1979 – 1981 годах. В ходе реставрационных работ вновь была восстановлена древняя трехчастная планировка дома. Среднюю часть первого и второго этажей занимают сени, по сторонам от них в первом этаже расположена жилая «людская» клеть и кладовая, а во втором – жилые покои хозяев. Сени перекрыты коробовыми сводами, остальные помещения – сомкнутыми. Новшеством для гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй. Это был уже следующий шаг в развитии древнерусского крыльца, когда оно стало превращаться из наружного элементами здания во внутренний. Воссоздана в первоначальных формах четырехскатная высокая кровля с большими пологами, полицами, дымниками и слуховыми окнами. Дом вновь приобрел свой древний вид. Лаконичные членения фасадов и немногие декоративные детали (карниз и междуэтажная тяга) вновь выразительно подчеркивают формы строгой и даже суровой архитектуры дома. Это еще более оттеняется небольшими, глубоко посаженными окнами, обрамленными простыми прямоугольными нишами. В целом реставрация дома раскрыла еще одну интересную страницу в самобытной истории посадского зодчества Гороховца.