Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в начале XVIII века он со всех сторон был обнесен оградой. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом вазона еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые цвета поливы очень оживляют красное поле стены, вносят мажорное звучание. На восточной стороне ограды некогда располагались братские кельи и святые врата с церковью Покрова (1698), которая была построена на средства купца Григория Ширяева.
Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь. Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению — Троицко-Никольскому собору. Это интересный пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное значение в облике всего города. Выразительный контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой — все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.